Сборная России

Бильярдный спорт

Определение вида спорта

Бильярдный спорт — настольная игра, особенностью которой является передвижение шаров с помощью кия.

Краткое описание истории возникновения.

История. Точных данных о времени возникновения бильярда нет — до сих пор этот вопрос остается открытым. Местом рождения считается Индонезия, откуда в XV веке игра была привезена в Европу генуэзскими купцами. Однако еще до появления «китайского бильярда» во многих странах существовали игры, считающиеся его прототипами. В Германии играли в Balkespiel — в этом развлечении применялся деревянный стол с бортами и каменными шарами. Эти шары нужно было загнать в углубления стола при помощи дубинки. В Англии пользовалась популярностью игра Pall-MallSpill, где шары нужно было загонять в небольшие ворота, установленные на плотно утрамбованной земле.
Бильярд в средние века считался истинно «королевской игрой». Именно правители на протяжении долгого времени влияли на развитие бильярда, запрещая его или разрешая. К примеру, Петр I, Наполеон Бонапарт поощряли эту игру и личным примером заинтересовывали своих подданных. Королева Шотландии  Мари Стюарт даже в день собственной казни просила архиепископа Глазго сохранить ее стол для бильярда.
В России бильярд появился в 1698 г., когда  известный поклонник всего европейского, Петр I, вернулся из Голландии, где и познакомился с игрой. Спустя несколько лет бильярдные столы обосновались в поместьях и имениях. Еще большее распространение игра получила при императрице Анне Иоанновне: столы для игры ставили в трактирах, гостиницах, и даже в армейских помещениях.
В то время в Европе начинается бум научных исследований, относящихся к бильярду. В 1978 г. сын знаменитого математика Эйлера публикует свой труд «Исследования о движении шара в горизонтальной плоскости». В 1828 г. легендарный бильярдист Менго, изобретший кожаную наклейку для кия, выпускает книгу «Благородная игра бильярд».
На рубеже XIX-XX игра в бильярд принимает спортивный характер — в начале 1906 года в Париже прошел первый чемпионат мира. А в России перед первой мировой войной был организован Петербургский кружок любителей бильярдной игры.
С приходом  советской власти бильярд был забыт. Только в начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создается бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация бильярдных турниров самых разных масштабов.  После Великой отечественной войны бильярд как спорт официально почти не культивировался. В конце 1989 года была создана Всесоюзная федерация бильярдного спорта. Преобразованная затем во Всероссийскую, а позднее переименованная в Национальную федерацию бильярдного спорта, которая в январе 1997 года была принята в  Олимпийский комитет России.

Бильярд

Бильярд

Описание разновидностей спортивной дисциплины.

Существует великое множество видов игры в бильярд, в которых отличаются не только принципы игры, но и инвентарь для бильярда.
Классическая пирамида. Эту разновидность игры профессионалы называют «бильярдными шахматами» за ее сложность.
В классической пирамиде счет ведется на очки, а не на шары, игра длится до 71 очка. Цифры на шарах определяют их стоимости при попадании в лузу. В качестве битка используется один шар (он отличается по цвету), а забивать нужно только прицельные (чужие) шары. За упавший в лузу биток на игрока налагается штраф, а  его соперник получает бонус.
Расстановка шаров на столе. Пирамида шаров перед игрой устанавливается с вершиной на задней отметке стола, при этом шары ставятся в определенном порядке:
— 1-й ряд — 4;
— 2-й ряд — 5, 6;
— 3-й ряд — 7, 15, 8;
— 4-й ряд — 9, 14, 13, 10;
— 5-й ряд — 2, 1, 12, 11, 3.
Биток может располагаться в любой точке дома.
Право первого удара. Разыгрывается между учасниками по установленной схеме: игроки выполняют удар по битку от короткого борта так, чтобы биток отразился от дальнего борта и вернулся на половину стола, где стоят игроки. Чей биток будет ближе к короткому борту, тот получает право выполнить первый удар.
Разбитие пирамиды. При разбитии пирамиды отпадает правильность разбивания при забитом шаре. Поскольку своим шаром играть запрещено, а забить кием чужой шар практически невозможно. Поэтому в классической пирамиде большое внимание уделяется соблюдению следующих правил: касание тремя шарами как минимум бортов, касание бортов двумя шарами и пересечение центральной линии одним из шаров. При ошибочном разбитии пирамиды соперник решает — продолжать игру или заново разбить пирамиду.
Счет. Каждый забитый прицельный шар приносит игроку количество очков, соответствующее его номеру. Сыгранная единица (туз) приносит одиннадцать очков. Общая сумма очков на столе – 130. К последнему прицельному шару на столе независимо от его номера прибавляется 10 очков. Игра идет на заказ — перед ударом игрок четко и ясно указывает прицельный шар и лузу, в которую он будет играть. Заказ адресуется судье игры и может быть изменен или объявлен заново до удара. Если заказанный шар сыгран правильно, то другие случайно упавшие в лузы шары также засчитываются. Если забивается незаказанный шар, то он выставляется обратно на поле и игра продолжается. За каждое нарушение правил нарушитель штрафуется на 5 очков, а к счету противника добавляется 5 очков. Если к концу игры оба игрока набирают по 70 очков, то последний забитый шар выставляется на заднюю отметку и игра ведется до забитого шара или штрафа. Причем право на удар определяется розыгрышем заново.
Московская пирамида. Ее еще называют комбинрованной или сибирской пирамидой.
Игра ведется одним шаром — битком. Если биток сыграл, сопреник снимает любой шар с поля и кидает его на полку забившего. Биток выставляется обратно на стол (в дом). Цель  игры — первым собрать 8 забитых шаров.
Расстановка шаров.  Расстановка в московской пирамиде стандартная — пирамида из 15 шаров ставится вершиной на заднюю точку отметки, а биток распологается в доме. Право разбить пирамиду и выполнить первый удар поерделяется по жребию. Разбивая пирамиду, игрок должен соблюсти некоторые правила: либо забить шар в лузу, либо не меньше трех шаров после удара должны коснуться бортов, либо прицельный шар должен пересечь центральную линию, а два шара коснулись борта.
Если же пирамида разбита неправильно, соперник может продолжить игру по сложившейся ситуации на столе, предоставить право хода нарушившему, рассатвить пирамиду заново и разбить ее самому, предложить нарушившему составить и разбить заново пирамиду.
Ход игры. Игра ведется битком — шаром красного либо желтого цвета, сыгрывать можно и свой, и чужой шар.  Если же в лузу попадает биток, соперник снимает шар со стола, а забивший его получает право  ударить битком из дома.  Заказ объявлять не требуется.  Если удар произведен правильно, засчитываются все шары, попавшие в лузу. Если же игрок не забил ни одного шара, право хода переходит к сопернику, также ход переходит, если удар произведен неправильно, шар вылетел со стола и т. д.
За каждый забитый шар игроку начисляется одно очко, если же он нарушил правило, очко присуждается сопернику.  При этом, штрафные шары соперник снимает со стола и кладет на свою полку.
Инвентарь для классической и московской пирамиды.
15 шаров белого цвета, пронумерованные от 1 до 15. Диаметр шара составляет 68-68,5 мм, а вес — около 286 г. Желтый или красный биток таких же параметров.
Стол могут быть пяти размеров — 12, 11, 10, 9  и 8 футовые. Для официальных соревнований используются только столы в 12 футов.
Кий для пирамиды должен быть 158-160 см длинной.
Пул-8. «Восьмерка» — заказная игра, в которой используется шары, пронумерованные от 1 до 15. Один из игроков забивает шары 1-7 (цветные шары), соответственно, другой  — с  9 по 15 (полосатые). Побеждает тот, кто превым забил свои шары и шар №8. В отличии от пирамиды, заказ делать не нужно, однако соперник вправе поинтересоваться намерениями второго игрока.
Расстановка шаров. Шары выставляются в виде стандартной пирамиды (треугольника), при этом восьмой шар находится в середине пирамиды, а а полосатый и сплошной шары в правом и левом углах соответсвенно.
Очередность разбития пирамиды. право произвести разбитие в следующей игре, получает победитель  партии, если только организаторами соревнований не установлен другой порядок очередности.
Правильный начальный удар. Начальный удар считается правильным, если в результате него был забит прицельный шар, либо борта коснулись четыре прицельных шара.
                Выскочившие при разбитии прицельные шары. Если, во время начального удара, прицельный шар игрока выскакивает за борт, то это считается нарушением, а игрок, получивший право удара, может  принять сложившуюся позицию либо играть с руки из дома.
                Если восьмерка забита при выполнении начального удара. Если при выполнении начального удара был забит восьмой шар, то разбивавший игрок может  переустановить пирамиду и повторить разбитие либо выставить восьмерку и продолжить серию.
                 Правильный удар. При выполнении любого удара (кроме разбития пирамиды или когда стол открыт) игрок вначале должен коснуться шара своей группы, а затем либо либо забить прицельный шар, либо  довести любой шар до борта.
                Ход игры. Серия игрока продолжается до тех пор, пока он правильным ударом забивает шары своей группы, после чего он может забить восьмерку.
                 Неправильно забитые шары. Шар считается забитым неправильно, если во время удара было совершено нарушение, или заказанный шар не был забит в заказанную лузу, или  перед ударом был объявлен отыгрыш. Неправильно забитые шары не выставляются и засчитываются в пользу игрока, к чьей группе принадлежит забитый шар.
Проигрыш в партии. Игрок проигрывает партию, если совершит одно из перечисленных ниже нарушений:
— нарушены правила во время удара, которым забита восьмерка (исключение: восьмерка упала в лузу при выполнении начального удара);
— восьмерка забита одновременно с последним шаром его группы;
— восьмерка выскочила за борт;
— восьмерка забита не в заказанную лузу;
— восьмерка забита до того как сыграны все шары его группы.
Пул-9. «Девятка» играется  девятью прицельными шарами, пронумерованными от единицы до девяти и битком. При каждом ударе биток в первую очередь должен коснуться шара с наименьшим номером. Причем забивать шары по порядку номеров необязательно. Если игрок забивает шар правильным ударом, то его серия продолжается до первого промаха, фола или победы (в случае сыгрывания девятки). В случае промаха по лузе, вступающий в игру соперник должен принять сложившуюся на столе позицию. Если было совершено нарушение, то оппонент может установить биток в любом месте стола. Перед ударом объявлять заказ не нужно. Матч заканчивается, когда один из соперников выиграет заранее определенное количество партий.
Расстановка шаров. Шары расставляются в форме ромба — единица располагается на его вершине и на задней отметке стола, а девятка в центре пирамиды. Остальные шары расставляются плотно прижатыми друг к другу в произвольном порядке.
Очередность разбития пирамиды такая же, как и в пул-8.
Правильный начальный удар. Он должен удовлетворять тем же условиям, что и обычный удар.
Но игрок должен попасть вначале по единице, в результате чего, будет забит какой-либо прицельный шар, либо борта коснутся четыре прицельных шара.
Если биток падает в лузу, выскакивает за борт или нарушены правила разбития, то это квалифицируется как фол, и игрок, получивший право удара, может установить биток в любом месте стола.
Если при разбитии выскакивает любой прицельный шар, то это также считается нарушением, и осоперник может играть с руки с любого места стола. Выскочившие шары не выставляются (исключение составляет только девятка).
Игра. Следующим после правильного разбития ударом может быть так называемый «выкат». Если при правильном начальном ударе падает один шар и более, то серия игрока, выполняющего разбитие, продолжается до первого промаха, фола или победы в партии. Если игрок, выполняющий начальный удар, не забивает ни одного шара или совершает нарушение, то начинается серия его противника. Партия заканчивается после того, как девятка будет забита правильным ударом, или если один из игроков совершит ряд серьезных нарушений правил.
Выкат (Push out). Сразу после правильного разбития игрок может выполнить «выкат», чтобы переместить шар в более выгодное для продолжения партии положение. При «выкате» нет необходимости касаться битком прицельного шара или борта, но все остальные требования правильного удара должны соблюдаться. Перед выполнением «выката» игрок должен объявить об этом, в противном случае удар считается обычным.
                Фолы. Игрок, которому объявлен фол, обязан прекратить свою серию, при этом шары, забитые с нарушением остаются в лузах. (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру противник может установить биток в любом месте стола. Если игрок совершает несколько нарушений в течении одного удара, то это квалифицируется как единственный фол.
                Неправильный удар. Удар признается неправильным и квалифицируется как нарушение, если первый прицельный шар, которого коснется биток, имеет не наименьший номер.
Удар с руки. Когда игрок получает право удара с руки, он может разместить биток в любом месте стола, но без касания какого-либо прицельного шара. До того как произведен удар, игрок может корректировать положением битка.
                Завершение игры. Партия заканчивается, когда правильным ударом забита девятка или одному из игроков засчитано досрочное поражение.
Инвентарь для пул-8 и пул-9.
Стол для официальных соревнований должен соответствовать следующим параметрам:
— высота игрового поля: 74,3-78,74 см
— игровая поверхность: 1,27×2,54 м
— створ угловой лузы: 11,43-11,75 см
— створ средней лузы: 12,7-13,0175 см
Сукно должно представлять собой ненаправленную бильярдную ткань без ворса, которая не скатывается и не образует ворсинок и состоит из не менее чем 85% вычесанной шерсти и не более 15% нейлона. Предпочтительнее ткань из 100% вычесанного шерстяного полотна.
Кий
— длина кия: минимум 1,016 м (40 дюймов), максимум — не ограничен
— вес кия: минимум не ограничен, максимум 708,75 г (25 унций)
— диаметр наклейки: минимум не ограничен, максимум 14 мм
Наклейка кия не должна быть изготовлена из материала, который может поцарапать или повредить ударяемый шар. Наклейка любого кия должна быть сделана из куска особым образом выделанной кожи или другого волокнистого или пластичного материала, который продолжает естественный профиль кия.
Шары. Современные шары изготавливаются из фенолиновой синтетической пластмассы и имеют следующие параметры:
— диаметр: 5,715 см ±0,127 мм
— вес: 156—170 г ( 5,5 — 6 унций)
Полный комплект шаров состоит из одного битка белого цвета и пятнадцати пронумерованных цветных шаров особых цветов. Прицельные пронумерованы от 1 до 15. Прицельные шары с номерами от 1 до 8 имеют сплошную окраску в следующие цвета: 1(желтый), 2(синий), 3(красный), 4(пурпурный), 5(оранжевый), 6(зеленый), 7(темно-бордовый), и 8(черный). Прицельные шары с номерами от 9 до 15 белые с центральной полосой с тем же порядком цветов, что и в первой восьмёрке, то есть следующих цветов: 9(желтый), 10(синий), 11(красный), 12(фиолетовый/пурпурный), 13(оранжевый), 14(зеленый), и 15(темно-бордовый).
Карамболь. Цель этой игры — набрать определенное количество очков раньше соперника. В игре используется два белых и один красный шар. У каждого игрока свой белый шар, который служит битком при выполнении удара, в то время как красный шар никогда не используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить битки, один из них помечен двумя или тремя точками.
Удар по битку. Удар признается правильным, если он нанесен по битку наклейкой кия.
Определение игрока, который будет выполнять начальный удар. Для того чтобы определить, кто из игроков будет выполнять первый удар, используется  процедура раската либо жребий (на официальных турнирах применяется только раскат).
Раскат. Красный шар выставляется на заднюю отметку, при этом удар производится с руки из-за передней линии. Один игрок становится слева, другой — справа по отношению к передней отметке. Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту. Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии. Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз.
Расстановка шаров. Красный шар выставляется на заднюю отметку.  Биток игрока, проигравшего раскат, — на переднюю отметку. Биток игрока, выполняющего начальный удар, должен быть расположен на передней линии на расстоянии не более шести дюймов от передней отметки (относительно центра битка).
                Первый прицельный шар. Игрок, производящий начальный удар, сначала должен коснуться красного шара, а только затем битка оппонента.
Нога на полу. Во время удара (в момент контакта наклейки и битка), по крайней мере одна нога игрока должна находиться в контакте с полом, в противном случае удар признается фолом.
Удар во время движения шаров. Удар считается нарушением, если при его выполнении любой из шаров на столе (в том числе биток) находится в движении. Вращающийся на месте шар считается движущимся.
 Завершение удара. Удар не завершен (и не засчитан) до тех пор, пока все шары на столе не остановятся (в том числе вращающиеся на месте).
Фол при касании шаров. Нарушением считается удар, касание или любой другой вид контакта битка, который находится «в игре», а также любого прицельного шара с чем-либо (телом, одеждой, мелком, машинкой, шафтом кия и т.д.) кроме наклейки кия (пока она прикреплена к кию), которая может коснуться битка единожды при выполнении правильного удара.
Инвентарь для игры карамболь.
Стол.Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м. Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см.
Шары. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна быть больше 2 грамма.
Снукер. Правила игры в снукер делают эту игру  самой сложной среди остальных видов лузного бильярда. Целью игры является набрать больше очков, чем соперник и при этом загонять шары в лузы в точной последовательности. Игрок должен играть цветными шарами (желтый шар — 2 очка, зеленый — 3 очка, коричневый — 4 очка, синий — 5 очков, розовый — 6 очков и черный — 7 очков), а в промежутке между двумя цветными обязательно должен забиваться красный шар (за него дают 1 очко). При этом пока не кончатся красные шары, все сыгранные цветные выставляются на стол, на определенные точки. После того, как сыграны все красные шары, игрок приступает к согреванию цветных шаров по порядку.
Балка и линия балки. Линия балки — это  прямая линия, проведенная в 29 дюймах (737 мм) от ближнего борта параллельно ему. Эта линия ограничивает «пространство балки».
                Сектор D. Под сектором «D» понимается расположенный в балке полукруг с центром посередине линии балки и радиусом 11 дюймов (292 мм).
Начальная расстановка шаров. Красные шары ставятся в форме плотного равностороннего треугольника, головной шар помещается как можно ближе к розовому, при этом, не касаясь его, основание треугольника должно быть параллельно дальнему борту и ближе к нему. Желтый шар ставится на правый угол сектора, зеленый шар — на левый угол,  коричневый шар устанавливается на середину линии балки, таким образом, они все находятся на линии балки. Синий шар ставится на центральную точку, розовый шар —  на точку пирамиды. Черный шар находится  на особой точке («точка черного»), которая  располагается в 12 дюймах (324 мм) от дальнего борта.
Матч в снукер состоит из нескольких партий (фреймов), которое  оговаривается заранее. При этом играть могут как два игрока, так и две команды по несколько игроков. Все игроки используют в качестве битка один белый шар и 21 прицельный шар (15 красных и 6 цветных). После подбивания пирамиды (первое касание и первый забитый шар должны быть красными) игроки делают ходы, стараясь поочередным согреванием красных и цветных шаров довести фрейм до победы. Очки за забитые шары, согласно таблице стоимости прибавляются игроку, забившему эти шары. После согревания в лузу цветных шаров, цветные шары выставляются обратно на свои точки.
Выставление цветных шаров производится до тех пор, пока не будут сыграны все красные шары. После чего игрок забивает все цветные шары по порядку возрастания их стоимости. Штрафные очки за нарушения и фолы приписываются к счету противника — если игрок проигрывает больше очков, чем осталось на столе, то он может прибегнуть к тактике постановки снукера (маски) в надежде получить очки от фолов соперника. Понятие «снукер» от которого и проимходит название игры, подразумевает, что путь битка по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден не очередным шаром или шарами. Если можно без помехи со стороны не очередных шаров попасть в оба края хотя бы одного очередного шара, то биток не находится в снукере.
Удар считается выполненным правильно в том случае, если он не нарушает правила. При этом может назначаться не стандартный штраф в снукере 4 очка, а более весомый в зависимости от нарушения.
За нанесение удара по битку больше одного раза  или если удар производится с отрывом обоих ног от пола, игрок штрафуется на стоимость шара. Аналогичный штраф накладывается за игру вне очереди (обычно такая ситуация возникает при командной игре). Промах битка по всем прицельным шарам, кладка битка в лузу, перескок также караются штрафами. По максимуму на 7 очков игрок штрафуется за измерения расстояний или отметки на столе, а также за сыгрывание двух красных шаров подряд.
Победителем фрейма считается тот игрок, который набрал больше очков. Соответственно победителем матча объявляется игрок или команда, выигравшие определенное количество фреймов.
Инвентарь для снукера.
Стол.
—        длина: 11футов и  8 дюймов;
—        ширина:  5 футов 10 дюймов;
—        высота:  2 фута и  9,5 дюймов;
—        высота от игровой поверхности до верхней грани борта: 40 мм
Стол оборудован 6 лузами: 4 лузы располагаются в каждом углу стола, 2 лузы располагаются в середине каждого длинного борта.

На стол натянуто сукно,  игровая поверхность которого размечена определённым образом: на расстоянии 29 дюймов  от короткого борта проведена прямая линия — болкерная линия. Посередине болкерной линии расположен сектор-D радиусом 11 дюймов. Позиции всех цветных шаров отмечены точками. Короткий борт стола ближе к болкерной линии, называется ближним и противоположный, соответственно, дальним концом стола.
Шары. Комплект для игры состоит из 15 красных шаров, 6 цветных и одного белого шара — битка, диаметром 2. Цветные шары устанавливаются на свои отметки на столе, а красные в треугольную пирамиду под отметкой розового ближе к дальнему борту.
«Стоимость» шаров:

Красный — 1 очко;
Жёлтый — 2 очка;
Зелёный — 3 очка;
Коричневый — 4 очка;
Синий — 5 очков;
Розовый — 6 очков;
Черный — 7 очков.

Кий. Игра ведётся киём, который должен быть не короче 3 футов. Также используются особые удлинители и машинки для игры, позволяющие сыграть шары в труднодоступных местах.

Бильярд

Бильярд

Существующие международные, европейские и государственные (Россия) федерации, и прочие крупные (государственные) объединения, касающиеся описываемого вида спорта.

Федерация Бильярдного спорта России/БФСР (http://www.fbsrf.ru/)
International Billiards and Snooker Federation/IBSF, Международная Федерация Бильярда и Снукера (http://www.ibsf.info/)
World Professional Billiards and Snooker Association/ World Snooker AssociationWorld Snooker/WPBSA, Всемирная ассоциация профессионального бильярда и снукера (http://www.worldsnooker.com)
World Ladies Billiards and Snooker Association/ WLBSA, Всемирная ассоциация женского бильярда и снукера (http://wlbsa.wytech.co.uk/)

Основные соревнования по данному виду спорта.

World Snooker Championship, Чемпионат мира по снукеру
UK Snooker Championship, Чемпионат Великобритании по снукеру – один из самых престижных после чемпионата мира
Чемпионат Росси по бильярду
Множество турниров проводимые ФБСР (http://www.fbsrf.ru/tournaments)

Тематические ссылки

http://billiardworld.ru/ — Сайт журнала «Бильярдный мир»
http://www.llb.su/ — Лига любителей Бильярда
http://www.billiards-games.ru/ — Информационный портал о бильярде

Источники

http://www.fbsrf.ru/
http://www.ibsf.info/
http://www.worldsnooker.com

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика