Как фигуристов судили раньше и как судят сейчас
Шестибалльная система судейства существовала в фигурном катании практически от начала времен — с 1901 года. Каждый судья ставил спортсмену (или паре паре) оценки от 0 до 6: в короткой программе за обязательные элементы и артистизм, в произвольной — за техническое исполнение и артистизм. Шкала была такая: 0 — не исполнено, 1 — очень плохо, 2 — плохо, 3 — посредственно, 4 — хорошо, 5 — очень хорошо, 6 — безукоризненно. Сумма всех судейских оценок делилась на их количество (5, 7 или 9) и выводился итоговый средний балл за программу. Наивысшей, разумеется, была оценка 6,0. Окончательный результат спортсменов суммировался из итоговых баллов за все программы.
После грандиозного скандала на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити-2002, когда канадская пара Сале — Пеллетье оспорила судейские оценки и добилась присуждения им первого места (в дележе с российской парой Бережная — Сихарулидзе) систему судейства решили коренным образом поменять.
С 2005 года вместо двух оценок за технику и артистизм судьи оценивают каждый элемент программы, исходя из базовой «стоимости» элемента и уровня его выполнения с учетом бонусов и штрафов (до +3 или —3).
Высшая и низшая судейские оценки за уровень исполнения отбрасываются, остальные конвертируются по таблице в очки и составляют средний балл за элемент с округлением до сотых.Сумма оценок за элементы дает первую часть итоговой оценки.
Вторую составляет оценка за общее впечатление, куда входят владение коньком, уверенность в исполнении элементов в разных позициях и направлениях, сложность, разнообразие, оригинальность, артистизм, красота, синхронность, хореография, умение подать себя, соответствие музыки образу и проч. Они разделены на 5 категорий, за каждую судьи ставят оценку от 0 до 10 с шагом 0,25, высшая и низшие отбрасываются и т. д.
Штрафы даются за падения (—1, за падение пары —2, за падение на элементе —3), за превышение времени, неподходящую музыку и другие несоответствия формату фигурного катания.